Ремонт выхлопной системы не может обойтись без изготовления и изгиба труб. Иногда приходится вырезать и менять целые куски глушителя, изменять геометрию трубы в связи с заменой катализатора, сажевых фильтров и гофр. Ну, а если речь идет о тюнинге выхлопной системы, то глушитель приходится делать заново, придавая ему эксклюзивный вид.
В интернете можно найти множество информации о том, как можно гнуть трубы. Предлагается множество, в том числе ручных и всяких «дедовских» способов изгибания труб. Складывается впечатление, что это простой технологический процесс, который может выполнить любой «умелец» в домашних условиях и получить качественный изгиб трубы без заломов и критичного изменения структуры металла. Но это далеко не так.
При производстве жестких металлоконструкций из цельной заготовки в качестве альтернативы сварке и резьбовому соединению все чаще применяется гибка труб. Это объясняется целым рядом причин:
-снижение материалоемкости, так как нет ввариваемых патрубков;
-уменьшение трудоемкости по сравнению со сварными и резьбовыми соединениями;
-лучшие гидроаэродинамические показатели прохода;
-отсутствие неблагоприятного воздействия на структуру металла по сравнению со сваркой;
-преимущество в герметизации относительно резьбовых соединений;
-лучший внешний вид конечного изделия.
Существует два основных способа изгиба труб: горячая и холодная гибка.
Гнутье труб с предварительным разогревом применяют в случаях, когда нет возможности применить трубогибочные устройства и приспособления для гиба холодным способом. Процесс гибки труб с предварительным разогревом весьма трудоемок и производится с наполнителем. В этом качестве используют сеяный речной песок без органических включений и слишком мелких фракций, которые при термическом воздействии могут спекаться и пригорать к стенкам. Гибка стальных труб производится при температуре порядка 900 градусов без пережога и с одним нагревом — иначе ухудшается качество продукции. По окончании процесса удаляют заглушки, извлекают песок, очищают и промывают полость трубы. Согласитесь, способ вызывает только негативные эмоции. Современные технологии позволяют сделать процесс изгиба труб более простым.
Технология гибки металлических труб холодным способом обладает существенными преимуществами по сравнению с горячим. Главная проблема в том, что гибка труб отрицательно влияет на качественные характеристики металла. Во время изгиба возникают дефекты: уменьшение толщины стенки на внешней стороне изгиба, появление гофровых складок на внутренней стороне изгиба, искажение формы прохода трубых [из круглой она превращается в овальную]. Поэтому гибка труб требует применения специальных механических приспособлений и станков.
Самый распространенный вид трубогибочного станка — трехроликовый (трехвалковый) вальцевый трубогиб. Он использует способ холодного деформирования металла, который называют вальцовкой. Станок такого типа может работать с любыми металлами, от цветных до титановых сплавов. Он может легко управиться с гибкой круглых и овальных трубных изделий, но при этом отлично гнет и заготовки квадратного, прямоугольного и даже треугольного сечения. Гибка профиля из металла не представляет для такого станка никакой проблемы, так же как и гибка профильной трубы. Универсальность оборудования данного типа обусловлена тем, что вальцовка по сути — это деформация материала по некоторому направлению. К достоинствам такого станка следует отнести возможность получения гнутого профиля большой длины — более 5 метров. Кроме того, заготовку можно гнуть на угол до 360 градусов, т.е. на полный круг.
В нашей автомастерской КАТАНЕТ изгиб трубы производится на многофункциональном импортном станке высокой технологической точности. Оборудование закуплено у официального дистрибьютора фирмы CATANET г. Москва. Станок позволяет выполнять качественный изгиб трубы любой сложности и конфигурации, что позволяет выполнять работы по ремонту выхлопных систем автомобиля на высочайшем уровне. Кроме этого, станок позволяет расфальцовывать трубы, создавая конусовидные конструкции. Использование этого оборудования существенно повышает качество выполняемого ремонта.